Культурно    11.04.2024 в 14:00

ПотрЕндим?

Канцелярские товары – истинное воплощение дуализма, гармонии визуальной и практической составляющих, единства дизайна и функции. Именно поэтому ими так интересно заниматься, их увлекательно и производить, и продавать. И, пожалуй, самое любопытное, интригующее, вдохновляющее и во многом рискованное занятие – придумывать дизайны. О том, какие тренды графического дизайна «гремели» в 2023 году и как они отразились на индустрии канцелярских товаров в России, мы поговорим в этой статье.

Текст: Арина Герасименко

Источники: https://vc.ru/design/561239-neyroseti-i-psihodelika-korotko-pro-10-osnovnyh-trendov-v-dizayne-v-2023, https://martrending.ru/kontent/trendy-graficheskogo-dizayna-2023, https://design-text.com/blog/trendy-graficheskogo-dizajna-v-2023/, https://vc.ru/design/953307-28-trendov-graficheskogo-dizayna-na-2024-y-god, https://designer.kz/2023/12/graphic-design-trends-2024/#reeded-glass-effect-design-trend, https://www.jukeboxprint.com/blog/24-of-the-biggest-graphic-design-trends-for-2024 

*YouTube нарушает законодательство РФ

**Meta признана экстремистской организацией в России, принадлежащая ей социальная сеть Instagram запрещена в России


Тренды дизайна и графики всегда проистекают из разных источников, эдаких неиссякаемых колодцев, из которых черпают вдохновение креативщики. Это не только мода, массовая культура, живопись, кинематограф, интерьерный дизайн, архитектура, веб-искусство, реклама… По сути, это вся окружающая нас среда, многоуровневая и многослойная, и любой популярный тренд, как правило, отражает рефлексию общества на те или иные события, те или иные компоненты мироустройства. Дизайн-трендом может стать даже политический ивент. Словом, мы живем в «мультиэпоху», когда всего много, все доступно, все имеет сторонников и противников и почти все продается. Недурно, правда?

Условно можно разделить тренды на макро- и микро-. Макротренды – стабильно популярные, долгоиграющие темы и/или концепции, их востребованность не ограничивается парой-тройкой лет. Микротренды скоротечны, часто создают «бум», но шумят недолго. Впрочем, с трендами никогда не знаешь наверняка, это не точная наука, и «микро» вполне могут получить повышение до «макро». Карьера и тех, и других непредсказуема, поскольку непредсказуемы люди, вершащие их судьбу.

Сразу оговоримся, что представленный нами список не догматичен, дополнения (и возражения) принимаются, однако мы постарались собрать те тренды графического дизайна в российской индустрии канцтоваров, что заметно выстрелили в 2023 году.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Kd Blok 261 Зима 2024 Печать 97

МАКРОТРЕНДЫ

Аниме

У нас не было задачи ранжировать тренды, поскольку просчитать охват того или иного тренда с точностью до каждой проданной единицы товара – mission impossible, однако в случае с аниме, вероятно, можно говорить о здоровом доминировании. Причины феноменальной популярности аниме в России и мире – тема для отдельной статьи. (Пс, дорогие читатели! Если вы хотели бы почитать об этом на страницах КД – маякните.) Так или иначе, «большие глаза» уделали всех, даже мимимишных капибар.

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»: «В 2023 году аниме не выпускал только ленивый, продукция с этой тематикой присутствовала в очень многих товарных группах и, бесспорно, способствовала увеличению продаж. По нашим оценкам, аниме сохранит популярность и в этом сезоне (хотя, возможно, ажиотажный спрос спадет)».

Гамзат Ахмедов, «ХАТБЕР-М»: «Пока остальные рисовали аниме-сюжеты сами, что чревато неприятием этих эрзац-аниме целевой аудиторией, мы взяли лицензию на самый востребованный на данный момент аниме-тайтл («Атака Титана») и выпустили широчайшую линейку продукции в фирменном дизайне. Дизайне, который априори востребован целевой аудиторией. Безусловно, аниме сейчас показывает очень неплохие продажи. И продажи еще вырастут весной, когда выйдут новые коллекции текстиля».

Светлана Гриценко, «Феникс+»: «Одним из ключевых наших дизайнов стало аниме во всех возможных его вариациях. Аниме не теряет своей популярности по нескольким причинам. Во-первых, оно предлагает уникальный и разнообразный контент, который может удовлетворить вкусы каждого. Во-вторых, имеет высокую степень детализации и качества анимации, что делает его привлекательным для зрителей, а в случае с канцелярской продукцией – покупателей. В-третьих, аниме часто затрагивает актуальные социальные и политические проблемы, что особенно привлекает подростков. В общем, аниме стало неотъемлемой частью молодежной культуры, поэтому многие люди смотрят его и покупают товары с аниме-дизайнами».


Нейросети

В прошлом году нейросети по-настоящему взорвали российскую действительность (в мире фурор пришелся на вторую половину 2022 года): самые смелые идеи фантастов стали реальностью, осязаемой и общедоступной. Подробно о нейросетях можно почитать в статье КД (№ 259 за февраль-апрель 2023 года). Креативщики в индустрии канцелярских товаров быстро среагировали на хайп и выдали в сотрудничестве с ИИ плеяду красивейших, уникальных дизайнов. В коллекциях бумажно-беловой, текстильной и офисной продукции 2023 года мы увидели множество сияющих, броских, детализированных картинок. Можно спорить о том, есть ли «душа» у этой красоты и чувствует ли покупатель, когда рисунок сгенерирован, но вряд ли имеет смысл сомневаться, что нейросети – удобный рабочий инструмент, с которым нам теперь жить. Как долго жить и насколько дружно – уже другой вопрос, здесь пока можно только предполагать.

Гамзат Ахмедов, «ХАТБЕР-М»: «Доля дизайнов от ИИ точно увеличится. Думаю, они всплеснут популярностью в 2024 году и затем либо начнут потихоньку трансформироваться, либо отойдут».

Светлана Гриценко, «Феникс+»: «По мнению многих экспертов и новостных изданий, дизайны, сделанные нейросетями, получат еще большую популярность в 2024 году. Дизайны, созданные с помощью ИИ, становятся все более востребованными по нескольким причинам:

  • Эффективность: нейросети могут обрабатывать и анализировать огромные объемы данных быстрее и точнее, чем люди. Это позволяет создавать более детальные рисунки и дизайны.

  • Креативность: нейросети способны генерировать новые идеи и концепции, иногда неподвластные человеческому разуму. Это может быть полезно в тех видах канцелярской продукции, где существует большая конкуренция по сравнению с аналогичными категориями.

  • Доступность: нейросети можно использовать бесплатно или за небольшую плату, что делает их доступными для широкого круга пользователей.

  • Универсальность: нейросети могут быть использованы для создания дизайнов как для младшей школы, так и для взрослой».

Популярные нейросети для создания дизайнов:

Looka – генерирует логотипы и другую бренд-символику.

Midjourney – генерирует детализированные изображения в высоком качестве по текстовому описанию. Кроме изображений поможет создать референсы. Похожие по функционалу нейросети – DALL-E и Stable Diffusion.

Generated Photos – генерирует портреты несуществующих людей. Поможет получить изображение человека без нарушения авторских прав.

Designs.ai – генерирует графический контент и видеоролики высокого качества в короткие сроки и с минимальными затратами.

LEXICA – генерирует изображения. Идеально подходит для создания абстрактных фигур.

Neural.love – генерирует картинки и повышает качество фото и видео.

 

Канва прошлого года – конечно, аниме. Это наиболее заметное проникновение, которое тихой сапой шло добрый десяток лет, но именно в 2023-м получило грандиозный масштаб. Уже никого не пугают иероглифы и большеглазые японские девочки, все знают: это тренд, это модно, пусть даже закупщик из разряда «не читал, но осуждаю». 

Гамзат Ахмедов, «ХАТБЕР-М»

Минимализм 

Лаконичный, «чистый», непритязательный дизайн с минимальным количеством элементов и цветов, часто переходящий в антибрендинг, – в моде уже не первый год. Однотонная упаковка, нейтральные логотипы, черно-белые гаммы, стильные шрифты – эстетику антибрендинга все приняли и полюбили, и она наверняка будет популярна еще долго (если не всегда) благодаря своим неоспоримым достоинствам – простоте исполнения и универсальности.

В то же время мы видим и наблюдали в прошлом году иное развитие минималистического жанра – в сторону яркого, броского, цветного минимализма. Деталей не становится больше, но они приобретают краски, сочность, вызывают эмоции. Продукт выглядит по-прежнему изысканно, при этом более свежо и игриво. Этот стиль (назовем его «яркий минимализм») точно будет популярен в ближайшие годы и, возможно, собьет спесь с великого и ужасного черного цвета. Нет-нет, черный вряд ли уедет в отпуск, но хотя бы отлучится на обеденный перерыв.

Светлана Гриценко, «Феникс+»: «Минимализм и простота продолжают оставаться популярными трендами. Канцтовары с чистым дизайном, без лишних деталей, пользуются большим спросом. К примеру, подростки в настоящее время все больше ценят черный цвет, минимализм и нестандартные решения в оформлении школьной продукции. Этот тренд связан с их стремлением к индивидуальности и желанием выделиться среди сверстников. Черный цвет символизирует силу, элегантность и независимость, что соответствует молодежному духу времени. Минималистичный стиль подчеркивает стремление к простоте и функциональности, что отражает ценности и убеждения подростков».

Дарья Ермочихина, «Полпятого»: «Сейчас, во времена, когда эстетика и удобство граничат с качеством, можно заметить среди новинок не только яркие и неповторимые дизайны, но и монохромные, минималистичные, выполненные в пастельных тонах. Нежные цвета появляются так же часто, как классический черный и белый, наполняя пеналы школьников новыми красками. А еще можно заметить, как глянцевая поверхность постепенно сменяется матовой, делая цвета еще более спокойными и приглушенными».


Возвращение к корням

Если нейросети, минимализм и аниме – макротренды, характерные для графического дизайна во всем мире, то так называемое возвращение к корням – это, скорее, тренд, уверенно укрепляющийся в России последние несколько лет. Разумеется, причиной тому и политико-культурное отчуждение РФ, и развитие отечественных индустрий, и некая усталость общества, частью которой является тоска по прошлому. В канцелярской отрасли этот тренд нашел отражение в винтажных дизайнах, оммаже стилю ретро, в использовании российских лицензий и не только. Достаточно вспомнить «чебурашкоманию» в начале 2023-го… Или пазлы-ковры из серии «Ностальгия» от «ХАТБЕР-М»… 

Юлия Голова, «Союзмультфильм»: «В связи с уходом западных брендов с российского рынка многое изменилось. В первое время образовался некоторый вакуум, который в 2023 году начал активно заполняться российскими брендами. Триггером к этому послужил невероятный успех полнометражного фильма «Чебурашка», после которого многие производители поверили в коммерческий потенциал российских анимационных брендов и персонажей. В частности, мы подписали контракты на бренды «Золотой коллекции» по современным мультсериалам «Приключения Пети и Волка» и «Ну, погоди! Каникулы». Отличный старт кинопроката «Бременских музыкантов» упрочил рост интереса к российским лицензиям и к персонажам «Союзмультфильма». Предполагаем, что этот тренд будет доминировать на рынке в ближайшие годы.

По данным наших аналитиков, рост продаж брендов СМФ в 2023 году составил более 30 %, но самое главное, что к нам пришло большое количество производителей, которые никогда не работали с лицензией. Например, хочется отдельно выделить нашего нового лицензиата, одного из лидеров на канцелярском рынке канцтоваров – компанию Erich Krause. В этом году она выпустит большую линейку канцтоваров с брендами студии: «Простоквашино», «Ну погоди! Каникулы», «Приключения Пети и Волка» и др. Этот лицензиат заслуженно получил приз «Союзмультфильма» за лучший дизайн лицензионной продукции 2023».

Артем Дулькин, «ПЗБМ»: «На мой взгляд, есть самое главное направление развития, которое сохранится с нами на ближайшие годы – это мода на все российское и отказ от западных или псевдозападных брендов. Здорово, что появляются качественные отечественные проекты: «Слово пацана», «Бременские музыканты», «Холоп», «Чебурашка» и др. Вряд ли кто-то ожидал, что российский семейный фильм станет мегахитом и соберет в прокате более 6 млрд руб. Уверен, что «Рельеф-Центр» не был разочарован приобретением этой лицензии. Да, это скорее исключение из правил, и мы еще не умеем конвертировать успешные российские проекты в не менее успешные российские лицензионные продукты, но у нас все впереди. Мы 30 лет смотрели на Запад и уже почти забыли, кто мы и зачем. Теперь возвращаемся к себе, поэтому нужно больше отечественных производителей и брендов».

Дарья Ермочихина, «Полпятого»: «Стоит внимательно присмотреться к отечественному кинематографу и заключить лицензионный договор, пока рынок не переполнился новыми «чебурашками».

P.S.

В перечень макротрендов мы намеренно не включили «животную» тему, поскольку, во-первых, изображения животных, особенно домашних питомцев, в канцелярской продукции уже давно стали классикой и копаться в этом вопросе бессмысленно. Во-вторых, в 2023 году мы наблюдали другое, гораздо более любопытное явление, связанное с животными, – триумф капибары (об этом ниже).

Кроме того, мы не упомянули другой глобальный тренд – экобрендинг. Он подразумевает не только изготовление продукции из биоразлагаемых и переработанных материалов, но и внедрение в дизайн природных элементов, натуральных текстур и т. н. earth tones (теплых и приглушенных цветов, напоминающих естественные оттенки земли). В российской индустрии канцтоваров этот тренд пока не обрел такого масштаба, как в мире, хотя мы определенно движемся к этому.


МИКРОТРЕНДЫ

Цвет Viva Magenta

Глубокий красно-малиновый оттенок стал главным цветом 2023 года по мнению института Pantone. Он отметился в индустрии моды и дизайна интерьеров, однако в линейках канцелярской и офисной продукции не рябил. Собственно, а почему должен был? Это микротренд длиною в год, российские канцелярщики предпочитают более долгоиграющие темы и проверенные цвета. Следовать за рекомендациями института Pantone всегда немного рискованно – нужно ли? И все же некоторые производители зафиксировали хорошие продажи товаров, вдохновленных ярким и сложным оттенком Viva Magenta.

«Барбикор» и «кондитерские» пастели

«Hi, Barbie!» – эта фраза могла бы стать слоганом 2023 года для всего мира. Фильм режиссерки Греты Гервиг с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях стал планетарной культурной и коммерческой сенсацией, собрав тонну наград и премий, включая «Золотой глобус» за достижения в кинематографе и кассовых сборах. За июль-август 2023 года продажи кукол Barbie в США взлетели на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В России в летний период продажи кукол от Mattel тоже выросли. По данным аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», число покупок Барби в июле 2023 года выросло на 11 % по сравнению с июлем 2022 года. Но больше всего – а это уже интереснее – в июле 2023 года россияне покупали «кенов»: число покупок выросло на 23 % относительно июля 2022 года. Милашка Гослинг и экзистенциальная драма его персонажа – одинокого и неприкаянного Кена – попали в самое сердце великодушного российского потребителя.

«Розовая лихорадка», конечно, охватила не только индустрию игрушек и других коммерческих товаров. Яркий розовый и его братья – сладкие, «конфетные» пастельные оттенки вышли на передний план в трендах графического дизайна. В отечественной индустрии канцтоваров стиль «барбикор» не получил грандиозного распространения, хотя некоторые игроки рынка уверены, что он еще заявит о себе. К слову, мировые эксперты с этим согласны и считают, что дизайнеры продолжат вдохновляться «барбикором» в 2024 году, но сам стиль эволюционирует, что проявится в сочетаниях розового с другими оттенками, экспериментах с формами и пр.

Атик Насрулла, «КанцПарк»: «Уже как минимум несколько десятилетий прослеживается тенденция, что крупные блокбастеры ставят цель заработать не только на прокате, но и на продаже фирменной продукции (порой на этом зарабатывают больше), связанной с персонажами, поэтому герои создаются в том числе исходя из того, чтобы в дальнейшем их реализовывать в качестве продукции. Ажиотаж вокруг «стереотипной Барби» – это зеркало на современное общество. Почему так происходит, как мне кажется, хорошо описано в двух книгах: «Теория праздного класса» Торстейна Веблена и «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» Кати Колпинец».

Артем Дулькин, «ПЗБМ»: «Барбимания» прошла в нашей отрасли на уровне эмоций: поговорили в чате, разошлись. Решили добавить немного розового в коллекции – так, на уровне идеи, понимая, что основным цветом и в 2024-м году будет черный».

Гамзат Ахмедов, «ХАТБЕР-М»: «По моему глубокому убеждению, успех есть у фильма «Барби», и он объясняется тем, что фильм балансирует на грани эклектики и полной дичи, а зритель такое любит. Однако в индустрию розовый протек несильно. Возможно потому, что учиться наш покупатель предпочитает в более спокойных, настраивающих на серьезный лад цветах. Абсолютным провалом было бы достать старые дизайны Барби и думать, что они будут продаваться, или брать лицензию на фильм. Мы умудрились пройти по грани, выпустив несколько серий изделий в розовом и с намеком на Барби. И на этом, можно сказать, мы выдохнули с «барбикором».

Дарья Ермочихина, «Полпятого»: «На мой взгляд, тренд на розовое нашел поддержу не только из-за своей «простоты», но и из-за контраста на фоне предшественника. Сериал «Уэнсдей», повествующий о дочери из легендарной семейки Адамс, вышел еще в конце 2022 года, но не потерял популярность и в 2023-м, поддерживая моду на черный цвет. Такой контраст между черным и розовым разделил покупателей и в то же время создал дополнительный спрос на канцелярскую продукцию, позволяя представителям каждого поколения найти на полках магазинов не только практичные, но и эстетически приятные товары».

Юлия Голова, «Союзмультфильм»: «Международная рекламная кампания фильма позволила пользователям социальных сетей создавать хайп-контент, а производителям разных товарных категорий увеличить интерес к продукции, использовав розовый цвет как ассоциацию. Насколько продажи были феноменальны – не могу сказать. В любом случае кукла Barbie заняла первое место в ТОП-10 популярных лицензионных игрушек среди девочек трех–шести лет, если ориентироваться на рейтинг Licensing International, в таких странах как США, Германия, Великобритания».

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»: «На наш взгляд, потенциал «барбимании» в отечественной канцелярской отрасли пока не раскрыт. Мы действительно прогнозируем рост популярности розового цвета, у нас появится продукция, вдохновленная успехом «Барби», мы рассчитываем на хорошие продажи товаров, рожденных этим трендом, но о конкретных результатах будем судить в конце сезона».


Капибары

Тотемным животным 2023 года, причем для всего мира, стала капибара. И даже здесь не обошлось без российского следа: блогер из Москвы Алексей Плужников (Сто-Личный Она-Нас) в начале прошлого года выложил на своем YouTube*-канале ролик с ироничной и в общем-то бессмысленной песенкой Capybara, и тут… понеслось. Песня завирусилась в соцсетях, особенно в TikTok, и вышла далеко за пределы России. Пользователи записали более 400 тыс. видео с этим треком, а суммарно по тегу #capybara ролики в TikTok набрали свыше 5,5 млрд (!) просмотров.

Интернет-популярность этих грызунов не возникла внезапно: еще в нулевых распространению образа капибар поспособствовала аниме-культура, затем в сети стали появляться фан-клубы этих животных: кстати, одним из первых популяризаторов капибар в интернете стал японский фотограф Кацухито Ватанабэ. Так что космический успех ролика Алексея Плужникова скорее закономерен. Как считает сам автор мегахита 2023 года, капибары давно завоевали популярность, просто песни про них не было. «Получается, я лишь занял свободную нишу», – сказал он в интервью изданию Metro.

Ни в одной стране мира (по крайней мере, исходя из доступных нам данных) капибары не стали украшением такого количества канцелярской продукции. Да, образы этих животных используют зарубежные производители одежды, игрушек, посуды, открыток, но в индустрии канцелярских товаров капибаре присвоили божественный статус, похоже, только в России. Почти все крупные отечественные производители канцтоваров, особенно в сегменте бумбела и школьного текстиля, выпустили свои капибар-коллекции. Нашлись и те, кто смог объединить два ключевых тренда 2023 года – так появились, например, тетради «Капибарби» от «Проф-Пресс». Суперкомбо!

Дарья Ермочихина, «Полпятого»: «Удивительно, как легко в нашу жизнь проникли капибары. Эти чилловые животные все чаще и чаще появляются в виде мягких игрушек, картинок и канцелярских товаров. Капибары, принимающие ванну с мандаринами и не делающие абсолютно ничего, стали негласным талисманом или даже символом ушедшего года. А вместе с ними и гуси с утками». 

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»: «Капибара вышла на канцелярскую авансцену в прошлом году, но, по нашим прогнозам, и в этом сезоне продукция с капибарой должна показывать отличные продажи. В нашем ассортименте 2024 широкая линейка товаров с этим милым южноамериканским грызуном!»


Простая геометрия и градиенты

Примитивные геометрические узоры и принты популярны в дизайне уже какое-то время – так же, как и градиенты. Особенностью 2023 года стало усложнение этих трендов: геометрия стала более изысканной и эмоциональной, иногда переходя в психоделику, градиенты приобрели более сочные цвета и оригинальные ансамбли оттенков. Появились и дизайны, демонстрирующие гармоничное сочетание простой геометрии и градиентных переливов. В коллекциях канцелярских товаров прошлого года можно было заметить влияние этих трендов и, вероятно, тенденция продолжит развиваться в текущем году.

Отметим еще несколько трендов графического дизайна, которые были дико популярны в мире в 2023 году, в России же проявились не так массово.

1. Креативная типографика. Эксперименты с текстом, его подачей и композицией, использование нестандартных, причудливых шрифтов, коллажей и иллюстраций – все это мы видели в передовых дизайнах 2023 года. Этот тренд, по сути, является антиподом минимализма и подчеркивает всеобщий запрос на самобытность и эксклюзив. Канцелярская продукция будто требует именного такого подхода – игры со шрифтами, текстом, коллажами и пр., и мы увидели прекрасные проявления этого тренда.

2. Яркая ностальгия. Этот тренд подразумевает обращение к разным художественным стилям прошлых эпох: от ар-деко 1920–30-х до гранжа и кибернетики 1990-х и 2000-х. В мире в 2023 году на передний план вышла субкультура 2000-х со стилем Y2K (Y – year, 2K – 2000). Термин Y2K в графическом дизайне означает использование элементов гранжа, сетчатых фонов и кибер-изображений, тропических мотивов, баблгамных цветов, неоновых эффектов, металлических структур, 3D-форм и др. Эстетика конца 90-х и начала нулевых вызывает у потребителей-миллениалов сильный эмоциональный отклик, напоминая им о детстве и юности. А те, кто родился после 2000 года, воспринимают Y2K как нечто оригинальное и свежее. 

3. Психоделик, сюрреализм. В 2023 году два этих близких тренда пользовались особым спросом у креативных и смелых компаний, проповедующих свободу самовыражения, бунтарство, претенциозность и уважение к искусству. Психоделика – это сочные, яркие цвета и замысловатые формы, оптические иллюзии и странные сюжеты. Сюрреализм выражается в парадоксальных образах и деталях, соединении реальности и фантастики. Такие дизайны всегда вызывают эмоции, но необязательно позитивные – к примеру, публика консервативного толка может воспринимать эти непонятные картинки в штыки. Поэтому психоделик и сюрреализм подходят не всем, а, прежде всего, энергичным, смелым, игривым брендам, которые не боятся вступать в непредсказуемую эмоциональную связь с покупателем.


ПРОГНОЗЫ НА 2024 ГОД

К этому моменту вышло уже немало статей от профессиональных (дизайнерских) изданий, рассказывающих о ключевых трендах графического дизайна в 2024 году. Предлагаем вам подробно ознакомиться с некоторыми из них – найдете много полезной информации с примерами.

https://vc.ru/design/953307-28-trendov-graficheskogo-dizayna-na-2024-y-god

https://designer.kz/2023/12/graphic-design-trends-2024/#barbie-pink-design-trend-2024

https://www.jukeboxprint.com/blog/24-of-the-biggest-graphic-design-trends-for-2024

Мы изучили и другие уважаемые источники и представляем вам краткое изложение дизайн-трендов, которые с большой долей вероятности будут популярны в мире в этом году. В России, скорее всего, картина сложится немного иначе. Приглашенные нами эксперты прогнозируют сохранение основных микро- и макротрендов 2023 года, а также усиление позиций патриотической тематики и милитари-дизайнов.

Артем Дулькин, «ПЗБМ»: «Неспеша из прошлого года переползет капибара. Аниме тоже будет востребовано, хотя и не так, как в 2023-м. Серые, черные, синие цвета перетекут в 2024-й. Думаю, политика будет определять коллективное сознание и настроение людей, а значит, и модные тенденции. Практичность, качество, разумная цена – это то, на что будут ориентироваться покупатели и в этом году».

Цвета

Начнем с того, что цветом Pantone 2024 стал «Персиковый пух» – с этим нежным оттенком можно будет поиграть. Например, можно создавать на его основе градиенты, которые абсолютно точно будут популярны, но не слишком скучные. В этом году в тренде будут многоцветные яркие градиенты, градиенты, сочетающие, казалось бы, несочетаемые и необычные тона, абстрактные и сюрреалистичные градиенты с добавлением простой геометрии, ярких линий и пр. Природная гамма сохранит свою популярность, но болотные и древесные оттенки станут ярче. Как мы уже говорили, продолжит свое шествие по планете розовый (с вариациями) и, конечно, никто не посягнет на элегантность и универсальность черно-белой эстетики. Главный совет от дизайнеров на этот год такой: не бояться сочетать в одной картинке яркие, насыщенные, динамичные цвета – так вы добьетесь максимальной выразительности.


Композиции и паттерны

С композициями вышло интересно, поскольку предсказания экспертов расходятся. И это здорово – увидим больше разнообразия! С одной стороны, трендом должна стать тяжелая, плотная композиция, что называется, без «воздуха», насыщенная цветами и элементами. Такие дизайны сразу притягивают внимание, их хочется разглядывать. А еще они как бы рассказывают несколько историй одновременно.

С другой стороны, эксперты делают ставку на композиции с видимыми сетками и границами разделов. Их строгость и лаконичность, равно как и количество элементов, могут варьироваться, здесь важно показать структуру дизайна – то, что обычно прячется от посторонних глаз. Весьма интересная тенденция. Также стоит обратить внимание на разбросанные композиции, двустороннюю симметрию и коллажи.

В паттернах тоже будет царить разнообразие. Прежде всего, в 2024-м все вспомнят про пиксель-арт (ему пророчат большую популярность) и продолжат использовать флюидные узоры. Еще одна любопытная тенденция из серии «назад в будущее» – точечная графика. Монохромными точками будут оформляться не только шрифты, но и фоны; этот тренд хорош своей гибкостью, поскольку может придать дизайну как футуристический облик, так и ретро. Кроме того, эксперты прогнозируют рост востребованности стикеров, дудлов и пиктограмм. Все эти элементы в сочетании с растущей популярностью наивной графики и ручного арта указывают на то, что потребитель, устав от строгих, возвышенных брендов с замысловатой миссией, тянется к аутентичным, очеловеченным компаниям, с которыми можно выстроить коммуникацию, напоминающую живое общение приятелей и даже друзей. 


Эффекты и шрифты

Так как в современном цифровом мире не иссякает ностальгия по всему аналоговому, стоит ожидать переплетения цифровых и аналоговых эффектов в графике. Не откажите себе в удовольствии поиграть с имитацией аналоговых техник: ризография, оттиск, линогравюра и др. Среди цифровых эффектов в тренде будут помехи, глитч, стерео и т. п. Особо выделяют эксперты эффект рифленого стекла – его преимущество в том, что он добавляет глубины дизайну и буквально гипнотизирует смотрящего.

Но, пожалуй, центральным эффектом в этом году станет 3D, примитивное и сложное, с яркими цветами и приглушенными оттенками. С помощью 3D-дизайна можно создать запоминающуюся «живую» картинку или шрифт, которую захочется трогать и трогать (чем вам не бустер продаж?). Катализатором возрождения этого эффекта специалисты считают недавнее появление в программе Adobe Illustrator функции Inflate («раздувать») – такие вот раздутые, пухлые, объемные фигуры и тексты, чем-то похожие на пластик, будут невероятно популярны в этом году. И – о, чудо! – для их создания не нужно идти на курсы 3D-дизайна!

По шрифтам рекомендация такая: чем креативнее, тем лучше. Например, используйте акцидентные современные шрифты и шрифты в стиле ретро, острые антиквы с засечками, высокие вертикальные, круглые геометрические и др. А еще можно сочетать несколько шрифтов в одном слове – это тоже тренд.


Лицензии

Российским канцелярщикам стоит сосредоточиться на отечественных проектах и брендах, а жаль, ведь в этом году ожидается грандиозное число сиквелов и приквелов известных франшиз, интригующих ремейков и оригинальных картин. 

Гамзат Ахмедов, «ХАТБЕР-М»: «2024 год станет годом больших премьер. Тут и возращение майора Грома, и полный метр по «Смешарикам», и новые проекты вроде «Волшебника Изумрудного Города» и т. д. Ну, как минимум, к майору Грому и «Смешарикам» мы совершенно точно готовы».

Дарья Ермочихина, «Полпятого»: «По аналогии с Барби, в этом году можно обратить внимание на «недоступные нам» произведения: «Гарфилд», «Шрек 5», «Гадкий Я 4», «Кунг-фу Панда 4», «Мадагаскар 4» и другие. В сегменте видеоигр ситуация сложная. В этом году состоится релиз долгожданного для миллионов геймеров «Сталкера 2»: понятно, что официально игра не выйдет в России. Но в век интернета это не приговор. Франшиза S.T.A.L.K.E.R в нулевые имела оглушительный успех, и ее фанаты самых разных возрастов ждут продолжения вне зависимости от обстоятельств. Подводя итоги, скажу так: приобретайте отечественные лицензии, с ними проблем точно не будет».

Юлия Голова, «Союзмультфильм»: «Интерес к российским брендам будет увеличиваться. На наш взгляд, будут популярны лицензионные товары, выпущенные по полнометражным фильмам, таким как «Бременские музыканты», «Сто лет тому вперед», «Летучий корабль» и «Формула воды». Сохранится тренд на бренды, имеющие корни в советском наследии, например мультфильмы из «Золотой коллекции» СМФ. Мы четко видим, как с течением времени укрепляется связь между разными поколениями с помощью героев из старой советской анимации и ребутов, которые мы выпускаем, – «Простоквашино» и «Ну, погоди! Каникулы». А за ними пойдет и череда лицензий на современные проекты. Уже популяризировались «Оранжевая корова», «Приключения Пети и Волка» и др.».

В качестве резюме

Вернемся в недалекое прошлое. В 2021 году на экраны вышел фильм «Все везде и сразу». Название отлично характеризует и сюжет, и жанровую принадлежность кино. Картина получила множество самых престижных наград, среди них семь (!) «Оскаров» (в том числе за лучший фильм и лучший сценарий). Эта история про мультивселенную, напичканная всевозможными эффектами и драматургическими трюками, понравилась далеко не всем – многие сочли фильм сумбурным, несуразным, чуть ли не бессмысленным. Но! Эта киноработа, пусть и в пародийном ключе, алмазно-точно отражает современный мир вообще и мир дизайна и искусства в частности. Сейчас популярно все – буквально все, что записано в культурный код человечества за тысячелетия его существования. Этот тезис ежегодно подтверждается списками модных трендов. Даже наш материал это подтверждает. Дизайнеры всего мира, включая дизайнеров индустрии канцелярских товаров, плавают в океане трендов в полной экипировке (некоторые даже с шапочкой Кусто) и способны опускаться на любые глубины – оборудование и команда не подведет. Воды чистейшие. На берегу – толпы взбудораженных зрителей. Так что… приятного погружения!


КАК ПОПАСТЬ В ТРЕНД?

На этот вопрос мы попросили ответить наших экспертов.

Гамзат Ахмедов: «В идеале, конечно, тренды надо создавать самому. Но, смотря на вещи адекватно, – в нашем сегменте бизнеса надо их подхватывать, оперативно реагировать на смену настроений».

Андрей Хворостяный: «Безусловно, наибольший куш можно сорвать, только если предугадать тренд… Но это связано с немалым риском. Не раз бывали случаи, когда популярный в мире тренд, лицензия или некое культурное явление не «выстреливало» у нас. Тем не менее, побежав за уходящим поездом, еще можно что-то заработать. Как говорил Вольтер: «Не доказано, что риск – благородное дело, но благородное дело – это почти всегда риск».

Светлана Гриценко, «Феникс+»: «Хочется ответить на этот вопрос словами русского прозаика Петра Яковлевича Чаадаева: «Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств». «Феникс+» все свои дизайны создает душой и сердцем. Мы чувствуем потребителя на уровне интуиции».

Атик Насрулла: «Трендвотчер должен быть в любой компании. Идеально, если эту функцию выполняет закупщик, который к тому же обладает компетенциями маркетолога, навыками культуролога и социолога и горит желанием все изучать. Для понимания того, какие тренды будут востребованы, достаточно использовать такие инструменты, как: фокус-группы, опросы, глубинные интервью, CJM, бенчмаркинг, анализ продаж (не только своей категории, но и смежных), коммуникацию со своим отделом продаж, продавцами и клиентами (как B2B, так и B2C)».

 

Что нужно мониторить на постоянной основе

– Показы модных домов;

– современные фильмы и сериалы, отмеченные высоким рейтингом;

– трейлеры самых ожидаемых фильмов на предстоящий год;

– рекламные ролики, получившие награды на Каннских львах и других тематических фестивалях;

– тренды Instagram** и TikTok по хештегам #brand, #design и т. п.;

– современные работы топовых российских и зарубежных студий;

– презентации продуктов крупнейших мировых компаний в области IT, видеоигр и пр.;

– работы на Behance и Dprofile, получившие награды и опубликованные за недавнее время.