29.03.2024 в 13:52

История в красках

125 лет назад зародилось производство лакокрасочной продукции в Санкт-Петербурге. Руками англичанина было создано предприятие, ставшее фундаментом для ЗХК «Невская палитра», продукция которого известна и любима не только в России, но и за рубежом. В интервью с Натальей Караваевой, генеральным директором ТД «Невская палитра», вспоминаем историю завода «Фридлендер» и самого ЗХК.

Беседовал: Пётр Долгов

– Расскажите, пожалуйста, историю завода «Фридлендер».

– В декабре 1899 года в Санкт-Петербурге на набережной Черной речки английским технологом Юлиусом Фридлендером было организовано производство лаков и красок. До 1917 года завод изготавливал материалы, отвечающие потребностям Российской Империи конца XIX–начала XX века. Продукция пользовалась большим спросом – в том числе и на уровне Министерства Императорского Двора, что подтверждается архивными документами. В 1920 году завод Фридлендера был национализирован, с января 1922 года на его базе работал завод красок и лаков «Строитель». С 1932 года начались работы по реорганизации лакокрасочного предприятия в Ленинградский завод художественных красок, через два года он был включен в число действующих предприятий союзной химической промышленности. По инициативе сотрудников Третьяковской Галереи были открыты новые цеха производства художественных красок, где с нуля разработали уникальные рецептуры. В декабре 1934 года приказом Наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе Ленинградский завод художественных красок был включен в число действующих предприятий союзной химической промышленности. К 1940 году производство выпускало не только масляные, но и акварельные, гуашевые, темперные краски, а также сопутствующие материалы: масла, лаки, разбавители.

– Как работал завод в военные и послевоенные годы?

– Уникальное предприятие не прекращало работу в те тяжелые годы, даже в страшные 900 дней блокады Ленинграда, оно работало для нужд фронта, выполняя военный заказ. Завод изготавливал краски маскировочных тонов – они использовались для защиты шпилей Петропавловского собора и Адмиралтейства, куполов Казанского и Исаакиевского соборов, а на тубном участке завода было налажено производство патронов.

С 1944 года выпуск художественной продукции был возобновлен. В 1960-е гг. материальная база завода позволила расширить ассортимент, улучшить качество. Помощь заводу оказывало правительство: пятилетние планы предусматривали поставки специального сырья предприятиями химической промышленности; ежегодно выделялись средства на геологоразведочные работы по поиску месторождений цветных земель, пригодных для производства пигментов.

– Удавалось ли заводу совершенствоваться в период «застоя»?

– Несмотря на такое удручающее название того периода истории СССР, Ленинградский завод художественных красок развивался. В 1964 году он представлял собой уникальный комбинат, единственный в отрасли, осуществлявший подготовку сырья, производство пигментов, масел, лаков, разбавителей, связующих; производство большого ассортимента художественных красок, материалов для живописи, туб для красок. Были улучшены и расширены существующие и вновь выстроены производственные корпуса, усовершенствованы технологические процессы, модернизировано оборудование. Мощность предприятия увеличилась в несколько раз. Важную роль в развитии производства сыграла Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), исследовательские работы велись на базе новейших научных достижений, разрабатывались и совершенствовались рецептуры красок на основе отечественного природного сырья. В 1964 году номенклатура масляных красок I группы составляла 63 наименования, акварельных художественных красок – 51. Вся продукция завода выпускалась по ТУ (технические условия), что являлось гарантом стабильного и высокого качества.

По состоянию на 1978 г. краски художественные масляные (бывшая I группа) и пентамасляные (стойкие к пожелтению со временем), а также краски акварельные художественные выпускались уже по ГОСТу (Государственный общесоюзный стандарт). Производство развивалось благодаря тесной связи с прикладной наукой. На заводе была организована научная лаборатория Ленинградского филиала Государственного исследовательского проектного института лакокрасочной промышленности (ГИПИ-4). Ее сотрудники, работая в контакте с ЦЗЛ, решали задачи по созданию новых красок, а также разрабатывали рецептуры красок на основе синтетического сырья, так как с началом 1980-х гг. завод стал испытывать затруднения с поставками природного сырья.

– Как повлиял на жизнь завода период перестройки?

– Во второй половине 80-х гг. Ленинградский завод был на пике своего производства, вводились новые производственные мощности, проводились разработки по поиску новых пигментов, вводились новые продукты, позволяющие решать различные художественные задачи. Набор акварельных красок «Ленинград» не только использовался в качестве материала для обучения будущих живописцев, но и был популярным сувениром, который привозили из Ленинграда.

Вопреки кризису, в котором оказалось большинство советских предприятий после распада СССР, для завода это время оказалось временем развития и новых возможностей. С приходом другого собственника в 1999 году была определена линия стратегического развития – предприятие встало на путь возрождения.

– Современная «Невская Палитра», насколько известно, появилась в 2000 году. Что представляет собой предприятие сегодня?

– Не устану повторять, что в первую очередь ЗХК «Невская палитра» – это крупная производственная площадка художественных материалов, площадка полного цикла. В нее входят цеха по производству сырья и готовой продукции, фасовочные цеха, собственная научно-исследовательская лаборатория и отдел технического контроля, современный складской комплекс.

Завод – надежный работодатель, привлекательный и для опытных работников химической промышленности, и для молодых специалистов. На заводе действует профсоюз, есть широкий пакет дополнительных социальных льгот и компенсаций, среди которых дополнительное медицинское страхование и частичная компенсация затрат на занятия спортом.

Сегодня ЗХК «Невская палитра» выпускает продукцию под семью торговыми марками для самой разной аудитории – от детей до профессиональных художников. Продукция «Невской Палитры» широко представлена на экспортных рынках – единственная среди отечественных красок.

Завод постоянно участвует в мировых профильных выставках: CreativeWorld во Франкфурте-на-Майне (Германия), Paperworld Middle East Дубай (ОАЭ), «Скрепка ЭКСПО» (Москва), «Формула Рукоделия» (Москва), «Фабриано» (Италия) и др. «Невская Палитра» сотрудничает с ведущими музеями страны – среди них Эрмитаж, Третьяковская Галерея, Русский Музей, Музей Победы и другие. Завод является участником и организатором городских праздников, открытых пленэров и фестивалей.

В 2021 году был запущен уникальный проект «ДНК художника», благодаря которому можно больше узнать про самых известных художников России. Еще одна интересная коллаборация – с 2022 года Завод художественных красок сотрудничает с баскетбольным клубом «Зенит».

– Давайте еще раз вернемся к «Фридлендеру». Сегодня наследие того завода живо?

– Да, живо. В 2017 году на базе Завода художественных красок было возобновлено производство высококачественных строительных материалов для реставрации. Для данного направления было выбрано историческое название бренда «Краски Фридлендеръ», а для продуктовой линейки – исторические названия продуктов того времени.

Кроме того, завод оставил значимый след в истории страны. Продукция под брендом «Фридлендеръ» включает в себя историческую линейку материалов, разработанную Юлиусом Фридлендером в начале XX века. И сегодня мы можем увидеть на улицах Санкт-Петербурга цвета этих материалов, ведь большинство из них вошли в колеровочную карту окраски городских фасадов, утвержденную во второй половине 1960-х годов. В настоящее время продукция «Фридлендеръ» широко используется для реставрации объектов культурного наследия.

– Наталья, расскажите, пожалуйста, о том, как связаны «Невская палитра» и Российская академия художеств?

– С начала работы постоянным консультантом Завода был крупнейший специалист в области техники живописи и материаловедения профессор Дмитрий Иосифович Киплик. На предприятии был создан художественный совет под председательством директора Всероссийской академии художеств И. И. Бродского. В связи с тем, что «Невская Палитра» стала первым производством художественных материалов в стране, фактически не было документации по технологии производства художественных живописных материалов, все работы велись с нуля. Помощь в создании отечественной художественной палитры специалистам завода оказывали известные советские художники. В 1938–1939 гг. состоялись Всесоюзные выставки «Индустрия социализма» и «XX лет РККА и Военно-морского флота», в которых приняли участие многие выдающиеся художники. Выставленные картины были написаны красками Ленинградского завода.

Сотрудничество между «Невской палитрой» и Российской академией художеств продолжается и в наши дни, в декабре 2021 года было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. К 265-летнему юбилею Академии «Невская палитра» выпустила лимитированный набор акварельных красок «Белые ночи».

– Как повлияла на развитие компании принятая правительством страны директива на импортозамещение?

– В 2014 году, когда был взят вектор на импортозамещение, мы уже являлись отечественным производством, способным удовлетворить потребности художников в профессиональных художественных материалах. В нашем случае речь скорее идет о поиске сырья, заключении новых контрактов с поставщиками сырья и комплектующих из дружественных стран. Санкции повлияли на ассортимент, который мы представляем в России как импортер, и на экспортные отгрузки в связи с изменениями и ограничениями в финансовом секторе и логистике.

– Наталья, в завершение нашего разговора расскажите о том, как изменились продажи художественного ассортимента в последнее время? Видите ли вы изменения в спросе, в поведении клиентов?

– Потребители стали более рациональными и избирательными, стараются избегать импульсивных покупок, наиболее выгодные предложения «драйвят» выбор. Продолжается тренд на онлайн-шопинг, осознанное и разумное потребление. При этом потребители нуждаются в альтернативе ушедшим брендам, поэтому готовы пробовать и тестировать новые продукты.

Если говорить про оптовые продажи, то ситуация в нашем канале соответствует запланированным ожиданиям, есть значительный рост в продажах акриловых красок и в профессиональном сегменте, а также в среднем. Хорошие результаты в продажах показала гранулирующаяся акварель, неизменной популярностью пользуются темперные краски на основе ПВА. В связи с принятием одного из пакетов санкций и последовавшим за ним ограничением на экспорт бумаги плотностью свыше 160 г/м2, наблюдается значительный рост продаж в этой категории под торговыми марками «Белые ночи» и «Ладога».